Вывод в ремонт источников и тепловых сетей: нормативная рамка

Вывод в ремонт источников и тепловых сетей: нормативная рамка

📅 07.12.2025👁 0 просмотров

Полномочия ОМСУ и порядок согласования ремонтов

1. Нормативная рамка вывода в ремонт источников и тепловых сетей

Полномочия органов местного самоуправления по организации обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования прямо закреплены в ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Реализация этой обязанности на практике невозможна без системного управления ремонтной кампанией, поэтому порядок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт носит жёстко регламентированный характер.

Ключевые нормативные акты, определяющие полномочия ОМСУ и механизм согласования ремонтов:

  • ст. 21 190-ФЗ — общий порядок согласования вывода источников и сетей в ремонт и из эксплуатации;
  • ст. 23.12 190-ФЗ — особенности вывода в ремонт в ценовых зонах теплоснабжения;
  • Постановление Правительства РФ от 08.07.2023 № 1130 «Об утверждении Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей…» (далее — Правила № 1130).

Именно Правила № 1130 задают для ОМСУ конкретную технологию работы со сводным годовым планом ремонтов и фиксируют ключевые сроки (10 октября, 30 октября, 7 ноября, 30 ноября, 48 часов и др.).

2. Статья 21 190-ФЗ: общий порядок вывода в ремонт

Статья 21 Федерального закона № 190-ФЗ устанавливает базовую конструкцию согласования ремонтов:

  • собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей обязаны согласовывать с ОМСУ вывод указанных объектов в ремонт;
  • порядок и сроки принятия решений о согласовании или несогласовании вывода в ремонт устанавливаются Правительством РФ (в настоящее время — Правила № 1130).

С практической точки зрения для ОМСУ из ст. 21 следует:

  • вывод источников и участков тепловых сетей в ремонт не является односторонним решением собственника и должен проходить процедуру согласования;
  • при оценке заявок ОМСУ должно исходить из приоритетов:
    • недопущение нарушения надёжности теплоснабжения;
    • учёт интересов потребителей;
    • согласование по срокам технологически связанных объектов.

Нарушение установленного порядка согласования вывода в ремонт влечёт обязанность возместить убытки, причинённые муниципальному образованию и потребителям (заключительная часть ст. 21).

3. Статья 23.12 190-ФЗ: вывод в ремонт в ценовых зонах теплоснабжения

Статья 23.12 формирует специальный режим для ценовых зон теплоснабжения. В части согласования ремонтов её ключевые положения таковы:

  • до окончания переходного периода вывод в ремонт согласуется с ОМСУ;
  • после окончания переходного периода — согласование переходит к единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая обязана информировать ОМСУ.

Дополнительно закрепляется, что:

  • ЕТО реализует полномочия по согласованию планов ремонтов и изменению таких планов;
  • при угрозе дефицита тепловой энергии ЕТО вправе требовать временного сохранения объектов в работе и организовывать компенсационные механизмы (включая закупку тепловой энергии, мощности и теплоносителя по экономически обоснованным расходам).

Таким образом, в ценовых зонах «центр тяжести» согласования плановых ремонтов смещается от ОМСУ к ЕТО, однако ОМСУ сохраняет значимую роль:

  • рассматривает планы ремонтов, подготовленные ЕТО;
  • обеспечивает координацию ремонтов с задачами системы жизнеобеспечения населения (в связке полномочий ст. 21 и ст. 23.12).

4. Правила № 1130: порядок работы ОМСУ с плановым и внеплановым ремонтом

Правила № 1130 развивают нормы ст. 21 и ст. 23.12 и дают детальную процедуру согласования ремонтов в обычном режиме и в ценовых зонах.

4.1. Плановый ремонт: заявки и сводный годовой план

Подача заявок

Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей подают в ОМСУ заявки на плановый ремонт:

не позднее 10 октября года, предшествующего планируемому году ремонта.

Заявка должна содержать, в том числе:

  • наименование источника или участка тепловой сети;
  • перечень оборудования, планируемого к выводу в ремонт;
  • вид ремонта и планируемые сроки;
  • перечень потребителей (с адресами), теплоснабжение которых может быть ограничено или прекращено на период ремонта.

Формирование проекта сводного плана

На основании заявок ОМСУ:

  • формирует проект сводного годового плана ремонтов источников и тепловых сетей;
  • обеспечивает подготовку проекта до 30 октября предшествующего года.

При формировании учитываются:

  • технологические связи между источниками и сетями;
  • графики ремонтов энергетического оборудования в электроэнергетике;
  • требования надёжности теплоснабжения и минимизация отключений.

Согласование и утверждение

Дальнейший порядок следующий:

  • до 7 ноября ОМСУ направляет проект сводного плана:
    • собственникам/законным владельцам, подавшим заявки;
    • ЕТО (если она определена);
  • указанные лица вправе представить предложения и замечания;
  • ОМСУ рассматривает поступившие предложения и утверждает сводный план до 30 ноября;
  • в течение 3 рабочих дней утверждённый сводный план направляется заявителям и ЕТО.

Утверждённый сводный годовой план является базовым документом согласования всех плановых ремонтов на следующий год.

4.2. Внеплановый ремонт: уведомление в течение 48 часов

При необходимости внепланового ремонта (авария, угрозы повреждения оборудования, устранение последствий инцидентов и т. п.) собственник или законный владелец обязан:

в течение 48 часов с момента начала внепланового ремонта направить в ОМСУ уведомление.

В уведомлении указываются:

  • объекты, выведенные во внеплановый ремонт;
  • сроки проведения работ;
  • ориентировочное влияние на режим теплоснабжения потребителей.

Этот механизм позволяет ОМСУ:

  • иметь актуальную картину состояния системы теплоснабжения;
  • при необходимости корректировать плановые решения и усиливать взаимодействие с ЕТО и потребителями.

4.3. Особенности планирования ремонтов в ценовых зонах

Раздел IV Правил № 1130 конкретизирует порядок для ценовых зон:

  • после окончания переходного периода заявки на плановый ремонт подаются в ЕТО (обычно до 20 октября);
  • ЕТО формирует план ремонтов, включающий:
    • собственные объекты;
    • объекты иных собственников, подавших заявки;
  • проект плана направляется собственникам и в ОМСУ (как минимум до 7 ноября);
  • предложения принимаются до 15 ноября;
  • ЕТО утверждает план до 30 ноября, направляет его ОМСУ и собственникам и размещает на своём сайте.

Роль ОМСУ в этом режиме заключается в том, чтобы:

  • давать предложения по проекту плана;
  • оценивать влияние ремонтов на надёжность и социально значимые объекты;
  • при необходимости инициировать координационные и информационные меры.

5. Основания для отказа в согласовании вывода в ремонт или изменения плана

С учётом ст. 21 190-ФЗ и Правил № 1130 типичные основания отказа целесообразно группировать следующим образом.

5.1. Формальные основания

  • заявитель не относится к числу лиц, уполномоченных подавать заявку;
  • нарушены требования к форме и содержанию заявки, отсутствуют обязательные сведения:
    • об оборудовании и участках сетей;
    • о сроках и виде ремонта;
    • о перечне потребителей, которых может коснуться ограничение;
  • нарушены установленные сроки подачи документов (например, заявка подана позже 10 октября).

5.2. Угроза надёжности теплоснабжения

  • одновременный вывод в ремонт нескольких критически важных объектов, создающий риск нарушения устойчивости системы;
  • отсутствие технически реализуемых альтернативных схем теплоснабжения;
  • неувязка с графиками ремонтов в электроэнергетике, способная привести к системным рискам.

В подобных случаях ОМСУ вправе:

  • не согласовать ремонт на предложенные даты;
  • предложить перенос сроков или поэтапный вывод оборудования.

5.3. Ограничения в отопительный период

Нормы 190-ФЗ и Правила № 1130 исходят из общего запрета на такие ремонты в отопительный период, которые приводят к ограничению или прекращению теплоснабжения потребителей, за исключением аварийных ситуаций.

Соответственно, ОМСУ вправе отказать в согласовании, если:

  • ремонт планируется в отопительный период;
  • отсутствуют технически обоснованные решения по сохранению теплоснабжения потребителей.

6. Практическая модель работы ОМСУ с выводом в ремонт

Чтобы процедуры согласования работали как реальный инструмент управления надёжностью, ОМСУ целесообразно:

  1. Принять муниципальный правовой акт, который:
    • описывает порядок приёма и рассмотрения заявок и уведомлений;
    • закрепляет ответственных должностных лиц;
    • устанавливает внутренние сроки подготовки решений.
  2. Вести календарь ключевых дат:
    • 10 октября — крайний срок подачи заявок на плановый ремонт;
    • 30 октября — подготовка проекта сводного плана;
    • 7 ноября — направление проекта заявителям и ЕТО;
    • 30 ноября — утверждение сводного плана.
  3. Поддерживать сводный план как "живой" документ:
    • фиксировать изменения, связанные с внеплановыми ремонтами;
    • контролировать фактическое выполнение ремонтов и соблюдение сроков.
  4. Организовать информирование населения:
    • размещать сведения о плановых ремонтах и возможных ограничениях;
    • использовать официальные сайты, социальные сети и уведомления для МКД.
  5. Обеспечить межотраслевую координацию:
    • по возможности синхронизировать ремонты тепловых сетей с работами водоканала, электросетей и др., чтобы не множить отключения.
  6. Документировать решения:
    • оформлять согласование или отказ мотивированными актами;
    • ссылаться на конкретные нормы 190-ФЗ и Правил № 1130;
    • прикладывать анализ влияния на надёжность теплоснабжения.

7. Итоговый смысл

Порядок вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт — это не формальная бюрократическая процедура, а ключевой механизм практического обеспечения:

  • надёжности теплоснабжения потребителей;
  • прозрачной ответственности собственников и теплосетевых организаций;
  • управляемости ремонтной кампании на уровне муниципалитета и ценовых зон.

Реализуя полномочия по согласованию ремонтов в соответствии со ст. 21 и 23.12 190-ФЗ и Правилами № 1130, ОМСУ фактически выступает координатором ремонтной кампании. Его задача — балансировать интересы собственников и потребителей, увязывать технологически связанные ремонты и предотвращать риски системных ограничений теплоснабжения.